Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста

Что рассказать про шахматную доску

Давайте начнём с доски: что мы видим? Череду тёмных и светлых клеточек. В быту мы часто слышим фразу “в шахматном порядке”. 8 рядов и 8 столбцов, 64 клетки — это есть такой порядок. За долгую историю развития шахмат использовать доску с таким количеством клеток оказалось самым оптимальным. Именно она пригодится в игре в классические шахматы. Также есть разные варианты этой игры, например, на троих с доской-треугольником.

Сбоку от полей мы видим буквы (по горизонтали) и цифры (по вертикали). Для современных детей наглядным объяснением координат на доске будет аналогия с навигатором. Чтобы он построил нам верный маршрут, ему надо знать точки (местонахождение) старта и финиша. На шахматной доске координаты полей задаются буквами и цифрами, как в игре “Морской бой”, только буквы тут используются латинские. Это ещё одна зацепка для расширения детского кругозора: что такое латинский алфавит? Кто на нём говорил? Где он сейчас используется? 

Итак, клеточки на шахматной доске почти всегда подписаны: по вертикали цифрами, по горизонтали — буквами. Как дошкольнику запомнить правильное расположение доски? Ведь неверный старт может повлиять на исход партии… Для самых маленьких можно взять за правило: белые начинают ходить первыми, значит, с их стороны должна быть цифра 1. Детей постарше научите проверять доску — правое нижнее поле всегда белое. В этом кроется хорошая тренировка распознавания, где право и лево. Объяснить необходимость такого правила можно так: вдруг начнётся партия, а на доске нет ни букв, ни цифр? Надо быть готовым и не растеряться!

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Как проходит обучение

Изучайте теоретический материал

Текстовые лекции в электронном формате.

Выполняйте практические задания

Задания основаны на практических профессиональных ситуациях для лучшего понимания курса. Преподаватели проверяют выполненные задания, ставят оценку и дают обратную связь.

Общение с преподавателями

В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, задавать вопросы на форуме.

Итоговый экзамен

в виде тестирования по всей программе обучения.

Онлайн-вебинары

В системе дистанционного обучения вы найдете информацию по вебинарам на текущий месяц.

Библиотека вебинаров

В течение всего периода обучения доступны записи прошедших вебинаров по тематике программы и другим направлениям.

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Программа обучения дошкольников

Педагог или тренер при обучении малышей шахматам должен заинтересовать детей. Игра должна стать увлекательной и приятной. Для этого используются определенные программы. На самом деле их существует несколько: например, «программа И.Г. Сухина». Она представляет игру как развивающий процесс с учетом психических и физиологических способностей учеников. Лучше всего для дошкольников подходит программа «Динозавры учат шахматам». Она подойдет и для индивидуального, и для группового обучения.

Все дошкольные программы рассчитаны на возраст с 3-4 до 8 лет. Они подходят и мальчикам, и девочкам. После занятий дети получают базовые и основные представления о шахматах. Также ученики знакомятся с шахматной доской и шахматными фигурами, понятиями «шах» и «мат». После этого малыши могут применять свои знания на практике. После каждой игры выданный ребенку питомец подрастает. Это мотивирует малышей к дальнейшим занятиям.

Интересно, что появление шахматного мышления у детей происходит через определенные этапы: репродуктивное повторение, алгоритмы, схемы, типовые положения, творческое использование знаний. Многие родители ценят возможность получения своими детьми таких знаний.

Что стоит знать?

Шахматы – невероятно увлекательная, интересная и достаточно сложная настольная игра. Она способствует развитию у взрослых и детей логики, пространственно-образного мышления и интеллекта. Кроме того, в процессе игры формируется сосредоточенность, внимательность и усидчивость, чего очень часто не достает малышам в раннем возрасте.

Учим с нуля

Итак, учим ребенка играть в шахматы. С чего начать? В первую очередь, подберите красивые сувенирные шахматы, которые смогут заинтересовать кроху. Покажите малышу все фигуры, в шутливой форме объясните, какие функции выполняет каждая из них, после чего продемонстрируйте ему поле битвы – шахматную доску.

Если ребенок категорически не хочет использовать доску, но ему нравится просто играть с фигурами, лучше уберите их подальше и достаньте попозже, когда кроха немного подрастет. Далее, используя доску, нужно продемонстрировать малышу, как ходят пешки и другие фигуры, и как правильно «есть».

Для начинающих детей играть в шахматы можно одними пешками. Уберите все остальные фигуры и предложите ребенку довести его пешки до вашей стороны поля. Ваша задача, соответственно, — переправить свои фигуры на сторону малыша. Естественно, вначале лучше поддаться карапузу, чтобы он не расстраивался.В противном случае после одного-двух проигрышей у крохи отпадет всякое желание играть.

Через некоторое время, когда малыш освоит эту игру, добавьте ладьи и повторите партию с двумя разными фигурами. Так, постепенно, добавляйте на поле и другие элементы. Наконец, когда вы введете в игру короля, следует объяснить ребенку, в чем заключается истинный смысл игры в шахматы.

Плюсы

У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:

Гармоничное развитие мозга. Во время игры активно работают оба полушария. Благодаря этому ребенок развивает как логику, так и интуицию.
Благоприятное воздействие на нервную систему. Если у ребенка нет серьезных болезней нервной системы, то шахматы пойдут ему на пользу. Во время игры развивается и тренируется логика, концентрация, память, а также абстрактное мышление. Давно замечено, что дети, которые занимаются шахматами быстрее развиваются и демонстрируют показатели успеваемости выше чем у сверстников.
Положительные эмоции. Когда ребенок разберется в игре, он начнет получать от нее истинное удовольствие, а значит хорошее настроение ему обеспечено.
Дисциплина. Из-за того, что во время игры необходимо постоянно концентрироваться, обдумывать каждый ход, развивается выдержка и дисциплина. Благодаря этим качествам ребенок-шахматист вряд ли совершит необдуманный, опрометчивый поступок. Он вероятнее всего вырастет целеустремленным и взвешенным человеком.

Как заинтересовать ребенка шахматами

Перед родителями часто возникает вопрос: «С какого возраста начинать учить ребенка шахматам». Однако психологи и тренеры не могут дать им единого ответа. Некоторые дети готовы начинать знакомиться с игрой в 3 года, а другие — приступить в начальной школе. Мозг ребенка в возрасте 3 лет очень пластичен и может легко воспринимать поступающую информацию. Шахматы для ребенка 3 лет принесут пользу только при наличии желания учиться.

Существует несколько способов заинтересовать ребенка 3-6 лет шахматами. Прежде всего, в эту игру должны играть близкие ему люди. Видя времяпрепровождение своих родных, малыш начинает активно интересоваться деревянными фигурами, передвигающимися на доске. При этом можно поддержать ребенка, научив его основным правилам игры. Также дошкольнику рекомендуется показать несколько нехитрых приемов, например, детский мат.

Книги и рассказы о древней игре вызовут интерес и эмоциональный отклик у детей. В частности, лучше использовать книги с большим количеством иллюстраций. Кроме того, можно найти мультфильмы, в которых главные герои играют в шахматы.

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.

Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

Автор Микрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия.
Месяц Темы Количество занятий Всегочасов
Теория Практика
Сентябрь
  • История возникновения шашечной игры.
  • Знакомство с шашечной доской.
  • Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры.
111 1,5
Октябрь Игра «Русские шашки». 4 2
Ноябрь
  • Игра «Поддавки».
  • Игра «Северные шашки».
11 11 2
Декабрь
  • Игра «Уголки».
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1-й тур).
1 21 2
Январь
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2-й тур).
  • История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами.
11 1 1,5
Февраль
  • Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах.
  • Знакомство с лёгкими и тяжёлыми фигурами в шахматах.
11 11 2
Март
  • Шах. Мат.
  • Пат. Ничья.
11 11 2
Апрель Игра в шахматы. 4 2
Май Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». 2 1
Цит. по: http://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.

Игровой формат в домашних условиях

Вы решили играть в шахматы с ребёнком? Отлично! Главное — контролируйте продолжительность занятий. Ориентируйтесь на малыша: не допускайте скуки, 10 минут вначале будет достаточно. Если интерес сохраняется, можно заниматься и дольше. Обязательно устраивайте перерывы со сменой деятельности: поиграйте в ладушки, сделайте пальчиковую гимнастику. Следите за концентрацией внимания, не нагружайте сильно малыша.

Добавьте в домашние занятия эмоциональности: демонстрируйте больше красочных реакций во время игры: королю шах — “Ой-ой-ой, мне надо прятаться!”. Сыграйте в волшебный мешок: соберите все фигуры в шапку или пакет и попросите малыша с закрытыми глазами вытащить одну. Ребёнок должен назвать её и поставить на верное место в начальной позиции. Для тренировки логики и мышления также предлагайте угадывать цвет фигуры с закрытыми глазами. Да, это может показаться странным, но только на первый взгляд, ведь если на доске стоит два белых слона, то оставшиеся в мешке слоны — чёрные!

Объясняем шах, мат и пат

В чём смысл игры в шахматы? Пожалуй, именно это знает любой “чайник”: поставить мат сопернику. “Шах и мат!” — образное бытовое выражение, которое означает полную победу над соперником. Получается, в шахматах сначала надо поставить шах, а потом мат? Давайте разберёмся!

Цель игры — создать невозможные условия для короля противника. “Съесть” его нельзя, в этом вся загвоздка: короля можно только закрыть. Поэтому армия прилагает все усилия для создания такого положения, при котором главная фигура не сможет ничего сделать. Это и есть мат.

Шах — это серьёзная угроза королю, нападение на него.

В такой ситуации спрятаться от шаха можно: 

  • закрывшись другой фигурой, 

  • сделав ход королём, 

  • “съев” угрожающую фигуру. Поэтому не стоит делать шах фигурой, которую можно потерять.

Если вам объявлен шах, то армия должна среагировать на это, предприняв какое-то действие. Если защиты не будет и после этого сохранится угроза шаха (например, в иллюстрации выше будет сделан какой-то другой ход, не решающий проблему), то будет засчитан невозможный ход. В этом случае неверно сходившая фигура возвращается на место и игрок должен совершить действие, которое избавит его от шаха. В турнирах, чаще всего после второго невозможного хода, назначается поражение. Таким образом, партия может закончится не на мате, а на втором невозможном ходе.

Важное дополнение: начинающие игроки всегда обозначают шахи словами, в то время как более опытные не произносят этого слова. Поэтому надо быть вдвойне внимательным: следить на только за своими атаками, но и за атаками противника

Ещё один вариант невозможного хода — когда из-за неверного действия защищённый король оказывается под ударом, получается, что мы сами создаём своему королю шах.

Кроме шаха и мата есть третий вариант окончания игры — пат. В переводе с шахматного — ничья. Интересно, что игроки могут в любом месте после первого хода каждой стороны объявить ничью и добровольно закончить на этом сражение. А вот пат — эта такая ничья, при которой король не находится в угрозе, а ходить ему никуда нельзя. Он закрыт так, что его ход невозможен, то есть он сам себя подвергнет опасности, выйдя на шах. В таких ситуациях объявляется пат, ничья. “Патовая ситуация” — ещё одно выражение, которое вошло в обиход из шахматной игры, обозначающее безвыходное положение.

Тренировка памяти и концентрации внимания

    Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе

Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее

Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

    Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

   Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы)

Причина №10. Игра учит быть уверенным в себе

Когда ребенок изучает все больше теории и чаще оставляет соперников позади, его опыт растет. Со временем побед в шахматном клубе станет недостаточно, и он захочет принять участие в турнире. С каждым пройденным этапом и выигранным соревнованием ребенок будет все больше гордиться своими достижениями. Может быть, это вдохновит его посвятить жизнь шахматам, а может — настроит на победы в других сферах.

В этой статье мы перечислили 10 основных причин, зачем детям играть в шахматы. Если и вы хотели бы заинтересовать ребенка этим видом спорта, начните с онлайн-курсов по шахматам для детей. Мы создали отдельные программы для учеников разного уровня: новичкам тренер расскажет, что такое шахматы и тактические приемы, а более опытным поможет закрепить навыки в игре. Немного усилий — и ребенок сможет проявить себя в бесплатных турнирах от Skysmart.

Полезные советы

На самом деле научить даже 4-х летнего ребенка играть в шахматы очень просто, для этого достаточно все показать в виде игры. Для первого раза лучше использовать красивые (сувенирные) шахматы, тогда у ребенка возникнет интерес. Для начала покажите своему сыну (дочке) каждую фигуру по отдельности, озвучьте, как они называются, после чего покажите поле битвы – шахматную доску.

Ребенку нужно объяснить, что у шахмат есть правило – играть нужно только на шахматной доске, просто был случай, когда некоторым детям не нравится цвет доски, или они просто любят играться с фигурами, такого лучше не допускайте.

После того как вы разобрались как называются фигуры, пора научить как они ходят, не волнуйтесь ребенок быстро запомнит как они ходят если действовать по правилу: от легкого к сложному. Сначала покажите, как ходят пешки, и как они бьют (рубят) другие фигуры. Показали?

Когда ребенок освоит, как ходят пешки, покажите, как ходят ладьи, и сыграйте партию только теперь уже и с пешками и с ладьями. После шахматной партии с участием ладей, ребенок догадается, что ладья сильнее пешки, возможно не сразу

Постепенно добавляйте в шахматную битву по новой фигуре, и вскоре можно показать самое важное правило шахмат – мат королю. Ребенок должен понять не важно у кого, сколько фигур – важнее мат и т д.(постепенно, так вы дойдете до рокировке, взятие на проходе)

Давайте учить играть в шахматы всех детей!

Когда же лучше всего начинать  обучение?

Специалисты полагают, обучение следует начинать до школы или  в младших классах.

Неразумно  упускать возможности максимального развития психики,  определяемые сензитивными периодами развития, соответствующими 4-7  годам. Кстати, именно с этого времени детям обычно становятся доступны  игры с правилами.

Так что, начиная с 4-7 летнего возраста дети вполне могут постигать  азы шахматной игры, причем не только один на один с педагогом, но и на  групповых занятиях.
Детям, увлекшимся игрой, проявляющим к ней интерес и наклонности,  необходимо предоставить возможность продолжать занятия и в старших  классах.

Итак. Мы с Вами вроде бы убедились, что учить детей шахматам надо. Каким способом и с какой целью- это уже дело каждого родителя. Не ошибитесь только выбирая учителя для своего ребёнка.

И здесь несколько слов  о педагогах и тренерах сказать всё же надо.

По классификации одного моего старого товарища существует пять типов тренеров по шахматам:

  • Учились, пытались или не пытались учиться в любом ВУЗе, но не смогли закончить его. Не смогли получить знания, которые им пытались передать преподаватели, не усвоили методику обучения и ушли от греха преподавать шахматы. Проблема-  как же они хотят обучать детей шахматам, если сами необучаемые в принципе.
  • Закончили какой-то ВУЗ, но работать по специальности не смогли, то есть не  смогли применить полученные теоретические знания и навыки на практике. Пошли  преподавать шахматы. Они думают, что раз они сами играют в шахматы, то  легко смогут научить шахматам детей . Проблема- У них  могут иметься какие знания по  психологии, педагогике, но мало жизненного опыта.
  • Закончили ВУЗ, работают по специальности, играют в турнирах, но потом  резко меняют направленность тематики, уходят с работы по специальности, начинают вести шахматные кружки, секции. Чаще всего это напоминает  кружок «Умелые руки», тренер рассказывает то, что знает сам или ведет  занятия по какой-то книжке, которую сам прочитал в детстве, дети играют между собой. Бывают исключения. Самородки, блестящие тренеры.
  • Тренеры в специализированных шахматных школах. Большинство из них не  имеют шахматного образования. В лучшем случае их заставили получить  дополнительное образование по педагогике, чаще они обладают большим  опытом преподавания и соревнований, имеют какие-то звания, разряды. Стараются передать ребятам свой бесценный шахматный опыт, а  на самом деле ведут детей по пути повторения собственных ошибок. У них  часто отсутствует система преподавания шахмат. Детям даются какие-  то знания, но чаще они получают их в виде опыта при игре в различных турнирах. Дети имеют  большие пробелы в знаниях. Это начинает отражаться на силе игры. Тогда другие тренеры начинают репетировать,  натаскивать детей – давать какие-то знания, навыки, которые  бывшие преподаватели не дали или не смогли дать на занятиях.
  • Настоящие профессионалы в смысле образования, имеют шахматное  образование со знанием педагогики, психологии, методики преподавания.

Чаще всего этого достаточно, чтобы догнать детей до 2-ого разряда. Дальше ребёнка обычно отдают тем тренерам, кто доказал, что может учить и вести юных шахматистов к вершинам спортивного мастерства.

Повторюсь, всё вышесказанное, это всего лишь мысли вслух, не претендующие на истину в последней инстанции.

Но для родителей, которые хотят для своих детей лучшей доли и готовы тратить средства на раннее обучение и качественное их образование, такие мысли вполне могут стать руководством к действию. Для этого и пишутся эти тексты.

Нужны ли шахматы в детском саду и начальной школе?

Формирование характера

    Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

    Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Причина №1. Игра в шахматы развивает логическое мышление

Шахматы — это битва умов. Игроки соревнуются за самую удачную стратегию, которая приведет их к победе. Когда ребенок сидит за доской, его задача — быстро оценить ситуацию, подобрать варианты, просчитать возможные исходы, взвесить все за и против. И так каждый ход. Поначалу это будет непросто, но чем больше шахматных игр останется за плечами, тем быстрее мозг привыкнет анализировать и принимать рациональные решения.

Такой навык будет полезен не только на турнирах, но и в жизни. Люди, которые играют в шахматы, лучше справляются с трудными ситуациями. Если возникнет проблема, они не станут поддаваться эмоциям, а сразу начнут искать ее логичное решение. Это — преимущество человека с опытом игры в шахматы перед другими.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Причина №3. Шахматы заставляют мыслить нестандартно

Шахматные стратегии не всегда срабатывают так, как предполагает игрок. Иногда на доске возникает неожиданная ситуация, из которой нужно выбраться. И тогда ребенок должен подключить фантазию, чтобы найти непротоптанные дорожки и стать победителем. Этот навык помогает и в нападении: например, когда нужно застать противника врасплох свои ходом.

Дети, что развили нестандартное мышление благодаря шахматам, вырастают творческими и вдохновленными людьми. Они умеют взглянуть на ситуацию под разными углами и придумать необычное решение. Это — одна из причин, для чего детям в жизни нужны шахматы.

Как научить ребенка искать связь между теорией и практикой, между словами и делами.

В этом очень чётко могут помочь шахматы. Эта игра является отличным стимулятором мозговой
деятельности, и дает сильную теоретическую базу, которая развивает ребенка и
напрямую связана с практической сферой – самой игрой.

Ребенок,только начиная играть в шахматы, может почувствовать полную свободу от взрослых – он как большой передвигает фигуры в любом направлении. Однако, когда первые восторги проходят, учитель показывает маленькому игроку основы теории шахмат и помогает развить уважение к этим постулатам

Теория естественно ограничивает свободу действий и, познав горечь поражений при бездумной игре, ребенок легче сможет принять важность теоретических знаний

Ему становится ясно, что учебники и шахматные уроки необходимы ему самому для того, чтобы двигаться к победам. Шахматы развивают дух победителя, отлично активизируя соображение и математические способности.

У тех ребят,которые продолжают заниматься шахматами, развивается уважение к знаниям в
принципе, и они переносят это и на другие предметы, которые они изучают в школе и в жизни.

Шахматы помогают понять детям, что информация – это не догма. Теоретические основы игры юные
шахматисты постоянно проверяют на собственной практике.

Так как любое правило ограничивает свободу действий, каждому человеку необходимо подтверждение разумности и нужности существующих правил.
Поэтому в шахматах нарушение правил или следование им учит и дисциплине, и ответственности, и осознанию последствий принимаемых решений.

Шахматы помогаютсделать из теоретика практика. Юный спортсмен перестает просто следовать
знаниям о существующих ограничениях. Он учится на практике, при этом находя ответы в теории на некоторые ситуации, в которых он оказывается, находясь за шахматной доской.

С другой стороны любой шахматист в любой момент может выходить за рамки готовых теоретических знаний и просчитывает новые практические пути решений игровой ситуации, которые, впоследствии, с успехом может применять и в реальной жизни.

Шахматы тренируют мозг ребёнка, теоретические знания переплавляются в соответствии с постоянной практической игрой. Дети на ходу учатся применять теорию на практике. Собственно, что и требуется и что отсутствует в школе сейчас.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек

Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ставь шахматы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: